Как возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме

Получить повреждения на дороге автомобиль может не только, попав в ДТП. Часто случаются ситуации, когда транспортному средству причиняет ущерб сама дорога, то есть дефект дорожного покрытия. В данной статье мы разберем как возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме и от иных дефектов дорожного полотна.

На дороге могут встречаться не только ямы, и яма – это только один из множества видов повреждений дороги. Все виды повреждений перечислены в п. 4.2 официального документа под названием «Требования к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства», утв. Постановлением Правительства г. Москвы № 762-ПП от 16 декабря 2014 г.

Можно ли возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме

Суть работ по техническому содержанию объектов дорожного хозяйства

Дефекты в виде разрушений дорожного покрытия:

  1. Выбоины (ямы) – локальные нарушения целостности поверхности покрытия в виде углублений различной формы с резко очерченными краями глубиной более 30 мм;
  2. Проломы (если площадь пролома до 1 кв. м., их относят к мелким проломам) – разрушение дорожного покрытия на всю толщину дорожной одежды, растрескивание покрытия дороги на отдельные блоки с неравномерной их просадкой по причине снижения прочности земляного полотна, недостаточной прочности дорожной одежды, а также ненормативных нагрузок на дорогу;

Дефекты в виде деформации дорожного покрытия:

  • Просадки – деформация дорожной одежды, плавная впадина без трещин. Образуется как следствие деформаций грунта и материалов, составляющих конструктивные слои дорожной одежды;
  • Пучины – бугры на дороге, образующиеся вследствие накопления воды в земляном полотне дороги с последующим его промерзанием;
  • Сдвиги – смещения материалов друг относительно друга в местах торможения транспорта на остановках или перекрестках;
  • Волны и гребенки – разновидность сдвигов, также образуется в местах торможения на остановках и перекрестках. Представляют собой неровности в виде чередующихся волн, то есть пологих гребней и впадин. Образуются из-за смещения верхних слоев дорожного покрытия;

Разрушения и деформации дорожного покрытия в соответствии с п. 4.2.1.3 Требований могут носить аварийный и неаварийный характер. Если размер разрушения или деформации превышает по глубине (высоте) 50 мм, по длине 60 см и по ширине 15 см, ввиду чего они препятствуют безопасному движению транспорта с разрешенной скоростью, такие разрушения считаются аварийными. Неаварийные разрушения и деформации не влияют на безопасность движения, однако являются очагами возникновения аварийных дефектов и снижают эксплуатационное состояние дорожного покрытия.

Прочие дефекты дорожного покрытия:

  1. Продольные и поперечные трещины, то есть нарушения сплошного дорожного покрытия. Имеют следствием образование вторичных серповидных трещин и выбоин;
  2. Сетки трещин. Имеют мелкие ячейки размером менее 30 см по длине и ширине. Возникают обычно в местах полосы наката, если основание недостаточно прочное;
  3. Выкрашивание или шелушение – образование на поверхности дорожного покрытия мелких раковин глубиной от половины сантиметра до 2 см в результате отделения зерен минерального материала дорожного покрытия;
  4. Сорная растительность – рост травы и кустарников на проезжей части, обычно в месте сопряжения дорожного покрытия с бортовым бордюрным камнем.

Дорожное покрытие должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В частности, согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры просадок, выбоин и т.п. дефектов не должны превышать 5 см по глубине, 15 см. по длине и 60 см по ширине. Если дорожное покрытие не соответствует требованиям ГОСТа, владелец автомобиля, которому причинен вред по причине плохого состояния дороги, имеет право на возмещение ущерба.

Также в ГОСТе указаны требования к люкам смотровых колодцев и дождеприемников, в частности, крышка люка не должна отклоняться от уровня покрытия на величину более чем 2 см. Решетка дождеприемника не должна отклоняться от уровня лотка более чем на 3 см (п. п. 3.1.10, 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93). Все эти факторы рассчитаны для обеспечения безопасности дорожного движения, так же, как и размеры бордюров, организация настилов на железнодорожном переезде и трамвайные рельсы. Если автомобиль получил повреждение из-за того, что какой-то элемент дорожного покрытия или оборудования дороги не соответствовал требованиям ГОСТ Р 50597-93, собственник автомобиля вправе добиваться возмещения ущерба.

В требованиях ГОСТ Р 50597-93 (п. 3.1.1) указаны предельные сроки ликвидации повреждений в зависимости от группы дорог по транспортно-эксплуатационным характеристикам и от размера повреждения. Поэтому наличие повреждения, если с момента его возникновения не прошло согласно ГОСТ максимальное время на устранение дефекта, не говорит о том, что виновата эксплуатирующая организация.

Местным законодательством для предотвращения аварийных ситуаций обычно устанавливаются дополнительные меры. Так, например, в п. 4.5 «Предотвращение аварийных ситуаций» Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства г. Москвы установлено, что на время устранения аварийных провалов, деформаций дорожного покрытия или восстановления утраченных люков смотровых колодцев и решеток дождеприемников вокруг них должны быть выставлены ограждения и предупреждающие знаки.

Как можно возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме

Если все-таки ваш автомобиль получил повреждение из-за того, что попал в яму или в открытый люк, это называется ДТП и первичные действия при нем определены в Правилах дорожного движения. Если в результате ДТП есть пострадавшие, вы должны выполнить первичные действия, указанные в п. 2.6 ПДД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г. Мы будем рассматривать случай, при котором пострадало только имущество. Тогда для возмещения ущерба рекомендуется следовать указанному ниже порядку.

Оформление ДТП при повреждении автомобиля в дорожной яме

Выполните первичные действия при ДТП, указанные в п. п. 2.5 и 2.6.1 ПДД РФ:

  1. Остановите транспортное средство;
  2. Включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки, который, согласно п. 7.2 ПДД, должен быть выставлен не ближе 15 м от автомобиля в населенном пункте и не ближе 30 м вне населенных пунктов;
  3. Если ваш автомобиль создает помеху движению других ТС, вы должны сначала зафиксировать, в том числе с помощью технических средств фото- и видеозаписи, положение автомобиля относительно объектов дорожной инфраструктуры, а также следы и предметы, имеющие отношение к ДТП и повреждения, которые получил ваш автомобиль в результате ДТП, и только после этого убрать автомобиль с проезжей части;
  4. Если у ДТП есть свидетели – запишите их ФИО, адреса и номера телефонов;
  5. Сообщите о ДТП в ГИБДД. Вас проинструктируют, где будет происходить оформление ДТП: или на ближайшем посту ДПС, или на месте происшествия.

В дальнейшем потребуется составить письменное объяснение обстоятельств ДТП. В этом документе вы должны указать на наличие повреждений дорожного покрытия, которые вызвали ДТП.

Инспектор ГИБДД составит схему ДТП, в которой будет отражено:

  • Место ДТП, то есть участок дороги, населенного пункта, улицы, местности или территории, на котором произошло происшествие;
  • Расположение ограждений, островков безопасности и строений, если они имелись;
  • В схеме ДТП указывается положение автомобиля после ДТП, тормозные следы, расположение осколков, деталей, осыпей грязи с автомобиля и других предметов, относящихся к ДТП. Все эти элементы даются с привязкой к элементам дорожной инфраструктуры, в то числе к сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам, другим дорожным элементам;
  • Размеры повреждения дорожного покрытия в виде ямы, в том числе глубина, длина и ширина повреждения.

Вы должны проверить правильность указанных данных в схеме. Если вы не согласны со схемой, вы вправе указать свои обоснованные возражения при ее подписании. Размер дорожного повреждения, вызвавший ДТП, оказывает непосредственное влияние на возможность привлечения виновного к ответственности. Если размеры дефекта превышают предельные значения, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, у вас появляется право требовать от инспектора ГИБДД привлечения виновника к ответственности. Виновником будет в данном случае лицо (организация), ответственная за содержание дороги. Согласно Федеральному Закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. (п. 2 ст. 12), «Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог».

Как возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме

Говоря о том, как возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме следует понимать: необходимо подать заявление о привлечении виновного к ответственности при оформлении ДТП. Инспектор ГИБДД на основании п. п. 169 – 172 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2017 г. примет решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела.

Если дело будет возбуждено, после его рассмотрения вы должны получить в ГИБДД документы дела. Имейте в виду, что если инспектор ГИБДД откажет в возбуждении дела, мотивируя это тем, что вы нарушили п. 10.1 ПДД РФ, вы имеете право защищать свои законные интересы в суде, обжаловав вынесенное инспектором определение об отказе в возбуждении дела. Ваша задача доказать, что с вашей стороны не было грубой неосторожности, которая, согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, может вызвать уменьшение размера возмещения в зависимости от степени вины потерпевшего.

Таким образом, поскольку двигались вы с разрешенной скоростью и ПДД не нарушали, предотвратить ДТП вы не имели возможности ввиду того, что не рассчитывали и не могли предвидеть наличие на дорожном покрытии данного дефекта, который по размеру превышает предельные величины, указанные в ГОСТ Р 50597-93, при которых еще сохраняется безопасность дорожного движения.

Скорее всего, для обжалования вынесенного определения вам потребуется провести экспертизу.

Как оценить ущерб полученный от дефекта дорожного полотна

Для оценки размера понесенного вами ущерба необходимо обратиться в экспертную организацию. При согласовании даты и времени осмотра вашего автомобиля вы должны пригласить на осмотр виновника, направив ему соответствующее извещение с указанием даты, времени и места проведения экспертизы. Однако для проведения осмотра наличия виновника не требуется.

Кому предъявлять претензии при ущербе, полученном от дорожного дефекта

В результате проведенного экспертом осмотра вы получите заключение независимого эксперта, в котором будет указан размер причиненного ущерба. С этим документом вы можете предъявить организации, осуществляющей обслуживание участка дороги, на котором произошло ДТП, претензию с требованием возместить ущерб, причиненный вашему автомобилю. Кроме заключения эксперта, к претензии необходимо приложить документы из ГИБДД по факту ДТП.

В случае, если виновник ущерба отказывается удовлетворить ваше требование и возместить ущерб в добровольном порядке, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением. Обращение в суд можно осуществить по месту нахождения дорожной службы.

Важно: указанный порядок действий справедлив в том случае, если страхового полиса КАСКО у вас нет, или если данное конкретное причинение ущерба не входит в страховые случаи по договору страхования КАСКО.

(No Ratings Yet)
Загрузка...