Каковы правила буксировки транспортных средств в РФ

Если автомобиль теряет способность двигаться самостоятельно по причине поломки или по причине полного израсходования запаса топлива, его требуется эвакуировать, и часто единственным вариантом является буксировка автомобиля. В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г. возможность буксировки предусмотрена и регулируется она в разделе 20 «Буксировка механических транспортных средств». Рассмотрим подробнее каковы правила буксировки транспортных средств в РФ на какие моменты этих правил следует обратить внимание в первую очередь.

Для начала надо уточнить, что подразумевается под механическим транспортным средством. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, механическим транспортным средством называется транспортное средство, приводимое в движение двигателем. В том числе в эту категорию входят тракторы и любые самоходные машины.

 

Правила буксировки транспортных средств в РФ

Порядок буксировки транспортного средства

Правила дорожного движения предусматривают некоторые ограничения, применяемые к водителю транспортного средства, осуществляющего буксировку. Согласно п. 20.2(1) ПДД, буксировку может осуществлять только водитель, не менее 2 лет имеющий водительское удостоверение на право управления автомобилем.

При буксировке допускается использование как жесткой, так и гибкой сцепки.

Жесткая сцепка представляет собой специальное устройство с повышенной жесткостью, например треугольник, металлическая штанга или трапеция с проушинами. Благодаря жесткости, использование жесткой сцепки предоставляет большее удобство и, как следствие – безопасность буксировки.

Однако в реальных условиях гораздо проще осуществить буксировку на гибкой сцепке. Наличие гибкой сцепки в багажнике автомобиля не требуется ПДД, однако трос не занимает много места, поэтому у многих в багажнике он есть. Собственно, гибкой сцепкой называется соединение транспортных средств с помощью троса или канатной ленты. Согласно Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации (п. 9) при буксировке автомобиля на гибкой сцепке должны присутствовать предупредительные устройства в виде флажков или щитков размером 20 на 20 см с нанесенными по диагонали полосами шириной 5 см красного и белого цвета со световозвращающей поверхностью.

Каковы правила буксировки транспортных средств в РФ

Независимо от вида сцепки, за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель, за исключением случая, когда конструкция жесткой сцепки способна обеспечить прямолинейное движение буксируемого автомобиля строго по траектории буксирующего (см. п. 20.1 ПДД).

Согласно п. 7.1 ПДД на буксируемом автомобиле во время буксировки должна быть включена аварийная сигнализация. Если аварийная сигнализация неисправна или отсутствует, на задней части буксируемого автомобиля необходимо закрепить знак аварийной остановки в соответствии с п. 7.3 ПДД.

Так же п. 19.1 ПДД требует при буксировке в темное время суток или, если видимость недостаточна (независимо от освещения дороги) и в тоннелях обязательное включение габаритных огней на буксируемом транспортном средстве для его обозначения.

Какая скорость допускается при буксировке ТС

Максимально допустимая скорость движения при буксировке транспортного средства указана в п. 10.4 ПДД. Независимо от качества дорожного покрытия скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч.

Можно ли перевозить пассажиров в буксируемом транспортном средстве

Нахождение пассажиров в буксируемом автомобиле разрешается, согласно п. 20.2 ПДД, только в кабине легкового автомобиля, буксируемого на сцепке. При буксировке автобуса, троллейбуса или грузовика нахождение в них пассажиров не допускается. Для грузового автомобиля запрет действует в отношении нахождения людей в кузове грузовика, в кабине находиться можно. Если буксировка осуществляется методом частичной погрузки, нахождение пассажиров в кабине, кузове буксируемого транспортного средства не допускается, так же как не допускается нахождение людей в кузове тягача.

Какое расстояние должно быть между буксируемым и буксирующим автомобилем

Говоря о том, каковы правила буксировки транспортных средств в РФ, следует отметить, что расстояние между транспортными средствами при буксировке регламентируется Правилами дорожного движения (п. 20.3). При буксировке на жесткой сцепке расстояние не должно превышать 4 м. Если буксировка осуществляется на гибкой сцепке, расстояние должно быть от 4 до 6 м.

Надо принимать во внимание, что малое расстояние лишает обзора водителя буксируемого транспортного средства, а слишком большое расстояние лишает управляемости по причине того, что буксируемый автомобиль может слишком сильно отклоняться от траектории буксирующего автомобиля (тягача).

В каких случаях буксировка ТС запрещена

Случаи, при которых буксировка не допускается, установлены в п. п. 20.4, 24.9 ПДД и в разделе 3 Приложения № 1 к ПДД:

  1. Если у буксируемого автомобиля не работает рулевое управление. В этом случае буксировка разрешается только методом частичной погрузки;
  2. При одновременной буксировке нескольких ТС;
  3. Если буксируемый автомобиль не оснащен работающей тормозной системой, то есть тормозная система не способна остановить автомобиль даже при движении на минимальной скорости, и одновременно его фактическая масса больше, чем половина фактической массы тягача. (Если фактическая масса меньше, буксировка разрешается на жесткой сцепке или методом частичной погрузки);
  4. При гололеде запрещена буксировка на гибкой сцепке;
  5. Запрещается участие в буксировке мототранспортных двухколесных средств без бокового прицепа в качестве тягача и буксируемого ТС. Точно такое же правило действует относительно мопедов, за исключением буксировки мопедом прицепа, предназначенного для эксплуатации вместе с ним;
  6. Буксировка запрещена в зоне действия знака «движение с прицепом запрещено» (3.7).

Кодекс административных правонарушений РФ (ч. 1 ст. 12.21) предусматривает наказание за нарушение правил буксировки в виде штрафа в размере 500 руб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Задать вопрос или оставить комментарий