Проверка и экспертиза качества товара при споре покупателя и продавца

По действующему законодательству покупатель, покупая товар, имеет право осмотреть его и потребовать проверить свойства товара (продемонстрировать его действие и работоспособность), если это не противоречит принятым в розничной торговле Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, и не исключено в силу характера приобретаемого товара. Продавец обязан по закону принять у покупателя приобретенный товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку качества товара. При это потребитель имеет право участвовать в этой проверке и должен быть проинформирован продавцом о времени и месте такой экспертизы согласно абзаца 2 п. 5 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1.

Если потребитель решил обратиться в Роспотребнадзор для внеплановой проверки продавца, то перед этим он должен подать соответствующую претензию продавцу. Миновать этот шаг можно только если был куплен товар, не соответствующий требованиям безопасности, в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального Закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Информации Роспотребнадзора «О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор».

Проверка качества приобретенного в розничной сети товара может быть предусмотрена также и нормативными актами или обязательными требованиями согласно законодательству о техническом регулировании, а также договором купли-продажи между продавцом и покупателем. При этом, если порядок проверки не установлен, то она может быть произведена в соответствии с обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче потребителю по договору купли-продажи, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 474 ГК РФ.

Кто проводит проверку качества товара

Безопасность использования и качество товара, предлагаемого для продажи, продавец обязан проверять путём осмотра, испытания, анализа и т.д., если такая проверка предусмотрена законодательством в сфере торговли или установлена условиями договора купли-продажи. Для продажи подобных видов товаров продавец обязан предоставить потребителю доказательства осуществления данной проверки.

Проверка и экспертиза качества товара при споре покупателя и продавца

В некоторых случаях проверку качества товаров проводят представители изготовителя, либо сотрудники магазина, в котором товар приобретается. Хотя продавцы чаще всего не обладают соответствующей квалификацией, особенно, если речь идет о сложной технике, либо в случаях, когда недостатки товара внешне не проявляются и выражены неявно. В таком случае требуются специальные исследования товара, например, в авторизованном сервисном центре, либо в сервис-центре производителя, которые обладают необходимыми компетенциями и оборудованием, для проверки и исследования товара.

Осуществить исследование качества товаров может Роспотребнадзор в рамках проводимой в отношении продавца плановой или внеплановой проверки, согласно п. 5.9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Общественные объединения потребителей также могут проводить (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2016 по делу N 33-12925/2016) независимую экспертизу качества и безопасности товаров, для чего в штате данных ассоциаций (союзов) работают соответствующие эксперты, согласно абз. 3 п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Как проводится проверка качества товара?

Проверка качества товара имеет своей целью установление факта ненадлежащего качества товара (см. ст. 469 ГК РФ), выявление трудностей при пользовании товаров, в том числе из-за неознакомления с инструкцией или правилами его эксплуатации потребителем.

При проверке качества товара (см. ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») определяется его соответствие:

  • условиям договора купли-продажи;
  • обычно предъявляемым требованиям к этому виду товаров;
  • целям, для которых данного рода товар обычно используется, а также целям, заявленным продавцом при продаже данного товара;
  • образцу и описанию при покупке товара по образцу и (или) по описанию;
  • требованиям, установленным действующим законодательством.

Проверку качества товаров, реализуемых в розничных сетях или магазинах проводят следующими способами:

  1. Анализируют содержание и внешний вид товара на соответствие заявленным свойствам;
  2. Исследуют товар путем осмотра, включения, вскрытия корпуса и т.д.
  3. Проверяют функционирование товара согласно руководству по эксплуатации.

Чем отличается экспертиза качества товара от проверки?

Экспертиза качества товара отличается тем, что является дополнительной проверкой товара (помимо проверки, производимой самим продавцом) с привлечением квалифицированных специалистов и выдачей соответствующего заключения (акта) экспертизы. Проведение экспертизы может быть включено в проверку товара, а может и нет, данный вопрос раскрыт в п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160.

Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет при возникновении спора с покупателем о причинах возникновения недостатков товара в гарантийный период. Как мы уже писали выше — потребитель должен быть проинформирован продавцом о времени и месте экспертизы товара.

Если при проведении экспертизы качества товара специалистом будет выявлено, что недостатки возникли из-за обстоятельств, за которые продавец не отвечает (например, нарушена инструкция по применению), то возмещение расходов на проведение экспертизы ложится на покупателя, равно как и возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой товара на экспертизу. Однако, если покупатель не согласен с с результатами экспертизы качества товара, то он имеет право оспорить её заключение в суде.

(3 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...
Предыдущая статьяКакие товары нельзя вернуть или обменять в магазине?
Следующая статьяКак рассчитать земельный налог для физлиц?