Вступил в силу закон о запрете необоснованного ареста бизнесменов — № 315-ФЗ

Федеральный закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» принят Государственной думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России. Данные поправки в УПК РФ направлены на исключение возможности продления сроков содержания бизнесменов под стражей, если по делу (по «экономическим» статьям) не проводятся активные следственные действия. Новые нормы Уголовно-процессуального кодекса олжны способствовать усилению гарантий прав и свобод предпринимателей в России, и сокращению коррупционной составляющей со стороны органов следствия, при рассмотрение уголовных дел по статьям №160, 165, 201, 159, 159.1, 159.3, 159.5 и 159.6 УК РФ.

Новый Федеральный закон № 315-ФЗ вводит нормы, требующие от следствия весомых объяснений и обоснований продления такой меры пресечения как содержание под стражей бизнесменов.

Закон о запрете необоснованного ареста бизнесменов 315-ФЗ

Поправки в ст. 108 и 109 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации, регламентирующие процесс заключения и сроки содержания под стражей, предусматривают необходимость в ходатайстве следствия к суду приводить полный перечень обоснованных мотивов и причин для продления срока заключения под стражей, а суд может либо снизить длительность срока заключения под стражей, которого просит следствие, либо вообще избирать более мягкую меру пресечения и отпустить обвиняемого в экономических преступлениях предпринимателя из под стражи до заседания.

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин заявлял в процессе рассмотрения еще законопроекта данных поправок в статьи УПК РФ: «В ходатайстве необходимо будет указать мотивы продления, информацию о процессуальных действиях, которые следователь собирается предпринять по делу, а также объяснить причины, по которым эти действия не были совершены ранее».

Поправки затрагивают уголовные дела по следующим составам преступлений, которые можно отнести к «экономическим», наиболее часто используемым для возбуждения уголовных дел против российских бизнесменов:

  • Ст 160 УК РФ. Присвоение или растрата
  • Ст 201 УК РФ. Злоупотребление полномочиями
  • Ст 159 УК РФ. Мошенничество
  • Ст 159.1 УК РФ. Мошенничество в сфере кредитования
  • Ст 159.3 УК РФ. Мошенничество с использованием электронных средств платежа
  • Ст 159.5 УК РФ. Мошенничество в сфере страхования
  • Ст 159.6 УК РФ. Мошенничество в сфере компьютерной информации
  • Ст 165 УК РФ. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

Еще в феврале 2019 года, выступая с посланием Федеральному собранию, Президент России Владимир Путин призвал судебную систему не злоупотреблять продлением ареста по экономическим делам, для чего устранить поводы автоматического продления содержания под стражей при расследовании экономических преступлений:

Уважаемые коллеги, чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьёй, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из Посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась. Сегодня в России почти половина (45%) дел, возбуждённых в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда. Что это значит? Это значит, что возбуждали кое-как или по непонятным соображениям. А что это значит на практике? В результате на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу. Давайте вдумаемся в эту цифру, это становится серьёзной проблемой для экономики. Бизнес указывает на целый ряд проблем в законодательстве и правоприменительной практике. Согласен с тем, что нужно внимательно посмотреть на критерии, по которым все сотрудники той или иной компании только по факту совместной работы могут попасть под такой квалифицирующий признак, как группа лиц по предварительному сговору. Это вообще ерунда какая-то, но такое бывает, к сожалению. И это влечёт за собой более строгую меру пресечения на этапе следствия и более тяжёлое наказание позднее. Кроме того, при расследовании так называемых экономических уголовных дел нужно жёстко ограничивать поводы раз за разом продлевать сроки содержания под стражей. Сегодня это происходит порой без веских оснований, например, из-за того, что не хватает времени на проведение необходимых экспертиз или в результате затягивания следственных действий.

С Генеральным прокурором, с Председателем Верховного Суда мы говорили на этот счёт. Действительно, смотрите, человек сидит за решёткой, его ни разу в течение нескольких месяцев не вызывали на допрос. Прокурор спрашивает: «Почему на допрос не вызывали?» – «В отпуске был следователь», – отвечают. Там загрузка огромная, конечно, у следственных работников, в МВД – особенно, просто вал, и с этим тоже нужно что-то делать, надо посмотреть на это повнимательнее. Необходимо, может, и ресурсы дополнительные выделять, количество следователей увеличивать. Но как так? У него сидит человек за решёткой, а он в отпуск пошёл и за несколько месяцев ни разу на допрос не вызвал. Такого не должно быть, надо точно с этим разобраться. Я прошу Верховный Суд и Генеральную прокуратуру проанализировать ещё раз эти проблемы и представить соответствующие предложения.

Также деловым объединениям и Агентству стратегических инициатив предлагаю создать специальную цифровую платформу (они, собственно говоря, сами вышли с этой инициативой), с помощью которой предприниматели смогут не только сделать публичной информацию о давлении на бизнес, но, главное, добиться рассмотрения вопроса по существу.

Вы знаете, здесь обращаюсь к руководителям правоохранительных органов: не нужно этого пугаться. Это подспорье как раз для руководства этих органов, с тем чтобы руководящий состав на самом верхнем уровне оперативно, по-современному, объективно получал всю необходимую информацию для принятия соответствующих решений на ведомственном хотя бы уровне для начала. Я поручаю Правительству вместе с бизнес-сообществом проработать технологические решения и нормативную базу, которая позволит запустить этот механизм, а правоохранительным ведомствам – МВД, ФСБ, Генпрокуратуре, Следственному комитету – подготовить регламент работы с обращениями предпринимателей, включая чёткие сроки их рассмотрения. И уже к концу года такая платформа должна начать действовать хотя бы в пилотном режиме.

И вот спустя несколько месяцев поручения президента начали притворяться в жизнь принятием нового закона против злоупотреблений институтом содержания под стражей в отношении предпринимателей

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что нормы принятого закона направлены в первую очередь на обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Новые поправки в УПК РФ должны способствовать повышению качества предварительного расследования по «экономическим делам», повышению эффективности следствия и соблюдению разумных сроков досудебного производства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Аноним

    Осталось добиться от прокуратуры и следственного комитета исполнения этих норм законодательства, ведь кто-то должен следить за следствием, которое настаивает на подобной мере пресечения для бизнесменов и предпринимателей по экономическим статьям…

Задать вопрос или оставить комментарий